1. Обязана ли УО создавать финансовые и материальные резервы для мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС?
Да, обязана.
Резервы финансовых и материальных ресурсов создают заблаговременно, чтобы экстренно привлечь необходимые средства при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС). Резервы создают государственные органы исполнительной власти, органы МСУ и организации. Такая обязанность закреплена абзацем первым статьи 25 Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ).
Порядок создания и использования резервов для устранения ЧС определяют соответственно Правительство, региональные исполнительные органы, органы МСУ и организации (абз. второй ст. 25 Закона № 68-ФЗ).
Поэтому УО самостоятельно определяет порядок образования резерва. Например, УО в форме ООО создает резервный фонд в порядке, предусмотренном уставом организации (ч. 1 ст. 30 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). МЧС рекомендует организациям руководствоваться Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. Замминистра ЧС 19.03.2021 № 2-4-71-5-11).
2. Что ответить собственнику, который просит УО обосновать размер платы за содержание жилого помещения?
Собственник может ознакомиться с расчетом и обоснованием размера платы, которые УО предложила для утверждения на ОСС.
Закон не устанавливает конкретную форму расчета (сметы, калькуляции) затрат на содержание, которую выносят на обсуждение ОСС. Такой расчет может быть укрупненным: содержать наименование работ и услуг, сроки, периодичность выполнения и стоимость. Обоснование может включать результаты осмотра общего имущества, план текущего ремонта, указания властей о допработах и предписания ГЖИ.
Требования к предложению УО размера платы за жилое помещение установлены пунктом 31 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491. Договор управления МКД может обязывать представить более детальный расчет.
3. Обязаны ли УО, ТСЖ, ЖСК размещать информацию об ИПУ в ГИС ЖКХ, если собственники перешли на прямые договоры с РСО?
Нет, не обязаны, теперь это обязанность РСО.
Информацию об ИПУ в ГИС ЖКХ размещает исполнитель коммунальных услуг. Если собственники заключили с РСО договоры на предоставление коммунальных услуг, исполнителем КУ для них стала эта РСО. Такое правило следует из пунктов 2, 8, 17 Правил № 354.
РСО размещает сведения об установленных приборах учета и о показаниях ИПУ. Перечень и сроки размещаемой информации установлены пунктами 3.3 и 3.4 раздела 8 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утвержденного Приказом Минкомсвязи, Минстроя от 29.02.2016 № 74/114/пр.
4. В какой максимальный срок нужно устранить течь на стояке горячего водоснабжения?
Локализуйте повреждение в течение получаса с момента регистрации заявки, устранить его нужно в течение трех суток.
Если произошло аварийное повреждений внутридомовых инженерных систем, в том числе холодного и горячего водоснабжения, АДС обеспечивает локализацию этого повреждения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки. Устранить аварийное повреждений необходимо в срок не более трех суток с даты такого повреждения.
При этом нельзя нарушать установленную продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг. Допустимые сроки перерывов в подаче ГВС установлены пунктом 4 приложения 1 к Правилам № 354.
Такие требования регламентированы пунктом 13 Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416.
5. Какие документы имеют право требовать члены ревизионной комиссии ТСЖ при проверке?
Закон не устанавливает конкретный перечень документов, которые нужно предоставить ревизионной комиссии ТСЖ. Она может запросить любые документы, которые необходимы ей для ревизии финансовой деятельности товарищества.
Ревизионная комиссия ТСЖ, в том числе выполняет функции (ч. 3 ст. 150 ЖК):
· проводит не реже одного раза в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
· представляет общему собранию членов товарищества заключение по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества;
· представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов на соответствующий год товарищества и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов.
Поэтому ТСЖ вправе запросить любые документы, которые необходимы, чтобы проверить финансовую деятельность ТСЖ, например:
· утвержденные сметы доходов-расходов ТСЖ, отчеты об их выполнении, проекты смет на следующий год;
· банковские выписки о движении денежных средств ТСЖ и любую иную бухгалтерскую документацию ТСЖ;
· договоры ТСЖ со сторонними лицами, акты приемки работ и услуг по таким договорам и иные документы с ними связанные;
· протоколы ОСС, общих собраний членов ТСЖ, собраний членов правления ТСЖ;
· штатное расписание ТСЖ, зарплатные ведомости, трудовые и гражданско-правовые договоры с работниками.
6. Существуют ли ограничения в отношении суммы денежных средств со спецсчета, которые можно разместить на специальном депозите?
Таких ограничений нет.
На специальном депозите можно разместить временно свободные средства фонда капитального ремонта МКД. То есть те денежные средства, которые в ближайшее время не будете использовать на капремонт. Решение о размещении денег на спецдепозите принимает ОСС, а реализует владелец спецсчета. Собственники вправе в рамках общего собрания самостоятельно определить сумму денежных средств, которая будет размещена на специальном депозите, срок размещения и другие условия.
Такие правила следуют из пункта 1.1–1 части 2 статьи 44, часть 1 статьи 175.1 ЖК.
7. Вправе ли собственник машино-места в подземном паркинге МКД установить металлические ограждения?
Нет, не вправе.
В подземных стоянках автомобилей нельзя разделять машино-места перегородками на отдельные боксы. Для выделения машино-мест допускается применять сетчатые ограждения из негорючих материалов. Такие требования установлено пунктом 6.2.2 Свода правил СП 506.1311500.2021 «Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности», утвержденных приказом МЧС от 17.12.2021 № 880.
Кроме того, такие действия в отношении машино-места в помещении подземного паркинга относятся к перепланировке, которую проводят только после согласования с органом МСУ (ч. 2 ст. 25, ч. 1 ст. 26 ЖК).
Поэтому, если собственник уже установил перегородки, то УО рекомендуется:
· зафиксировать факт устройства перегородок актом;
· направить собственнику машино-места письменное требование о демонтаже самовольно установленных перегородок;
· направить в территориальный орган МЧС информацию о таком факте с просьбой привлечь собственника машино-места к административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности и вынести ему предписание о демонтаже такой конструкции.
В качестве крайней меры УО также может обратиться в суд с исковыми требованиями о демонтаже конструкции.
8. Когда председатель правления ТСЖ должен приступить к своим обязанностям – с момента избрания правлением товарищества или с момента регистрации в ЕГРЮЛ?
Новый председатель приступает к работе с даты его избрания.
Председателя правления ТСЖ избирает правление товарищества или общее собрание членов ТСЖ. Такое правило предусмотрено частями 2, 3 статьи 147 ЖК.
Регистрация сведений в ЕГРЮЛ лишь подтверждает факт возникновения полномочий председателя ТСЖ. Поэтому ждать записи в реестре не нужно. Такой вывод подтверждают позиции высших судов: постановления Президиума ВАС от 14.02.2006 № 12580/05, № 14310/05, № 12049/05, решение ВАС от 29.05.2006 № 2817/06.
9. Обязан ли провайдер получить согласие собственников, если он хочет разместить свою рекламу на инфо-стендах в МКД
Да, это нужно согласовать с ОСС.
Стены подъездов и информационные стенды входят в состав общего имущества в МКД. Это следует из части 1 статьи 36 ЖК, пункта 2 Правил № 491.
Расклеивать объявления и размещать рекламу можно только на специально отведенных для этого местах. Это могут быть информационные доски и щиты в подъездах МКД. Если для размещения и эксплуатации рекламы используют общее имущество в МКД, заключить договор на размещение можно только с согласия собственников в таком доме. Решение должно принять ОСС – необходимо не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. Такое правило следует из статьи 19 Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктов 3, 3.1 части 2 статьи 44, части 1 статьи 46 ЖК.
10. Обязаны ли собственники перевыбрать УО, если она сменила свое название?
Нет, не обязаны.
Законодательство не обязывает собственников повторно принимать решение о выборе УО на ОСС при смене наименования УО.
УО меняет наименование по решению ее участников и вносит изменения в устав УО либо принимает устав в новой редакции. При изменении наименования юридического лица ИНН и ОГРН не меняются и сохраняется полная правопреемственность УО. Такое правило следует из статей 52, 54 ГК.
После изменения наименования в ЕГРЮЛ управленец продолжает выполнять свои обязанности с новым наименованием.
Вместе с тем при смене наименования УО обязана:
· проинформировать собственников об изменениях – направить официальное уведомление, разместить информацию в общедоступных местах, на официальных сайтах, в платежных документах и т. п.;
· переоформить лицензию на право управлять МКД;
· внести сведения в ГИС ЖКХ.