По каким основаниям могут провести внеплановую проверку лицензиата
Внеплановые контрольные мероприятия проводят, если:
· контрольный орган получил сведения о причинении вреда, ущерба или об угрозе причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям либо выявил, что объект контроля соответствует параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или установил отклонение объекта контроля от таких параметров;
· Президент или Правительство поручили провести контрольные мероприятия в отношении конкретных лиц;
· прокурор потребовал провести контрольные мероприятия по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям;
· истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
· наступило событие, которое указано в программе проверок.
ВНИМАНИЕ
Внеплановые проверки в 2024 году по-прежнему должны проводить только в исключительных случаях. Они предусмотрены пунктом 3 постановления Правительства от 10.03.2022 № 336.
Основания внеплановых контрольных мероприятий установлены частью 1 статьи 57, частью 1 статьи 66 Закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ).
Сведения о причинении вреда или об угрозе вреда охраняемым законом ценностям контрольный орган получает (ч. 1 ст. 58 Закон № 248-ФЗ):
· от граждан и организаций, органов государственной власти и МСУ, из средств массовой информации;
· во время контрольных мероприятий.
По общему правилу контрольный орган должен уведомить лицензиата о внеплановой проверке.
Обязанность следует из части 7 статьи 31, части 3 статьи 37, части 6 статьи 73 Закона № 248-ФЗ. В частности, о выездной проверке уведомить должны не позднее чем за 24 часа до ее начала (ч. 6 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Порядок уведомления о контрольных мероприятиях прописан в статье 21 Закона № 248-ФЗ.
Но есть исключения. Контрольный орган не обязан уведомлять о проверке, если:
· проверку не смогли провести, так как лицензиат, например, отсутствовал при проверке или мешал ее проведению, – контрольный орган вправе принять решение провести проверку еще раз без предварительного уведомления;
· основанием для проверки стали сведения об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Такие правила предусмотрены частями 10, 11 статьи 65, частью 12 статьи 66 Закона № 248-ФЗ.
Лицензиата также не проинформируют о выездном обследовании (ч. 4 ст. 75 Закона № 248-ФЗ).
СИТУАЦИЯ
Нужно ли ГЖИ согласовывать внеплановую проверку
с прокуратурой для проверки УО в рамках лицензионного контроля
Да, нужно. Исключения установили для случаев:
· есть поручение Президента, Председателя Правительства или его Заместителя;
· есть требование прокурора;
· наступило событие, которое указано в программе проверок;
· контролируемое лицо представило документы об исполнении предписания, чтобы возобновить лицензию, аккредитацию, иной разрешительный документ;
· поступила жалоба от граждан о защите, восстановлении нарушенных прав.
Исключения предусмотрены подпунктом «б» пункта 3 постановления Правитель-ства от 10.03.2022 № 336.
Регионы перейдут на дифференцированный тариф на электроэнергию
С 1 января 2024 года регионы перейдут на дифференцированный тариф на электроэнергию, если постановят поднять платежи с организаций и ИП за снижение тарифных ставок для населения – следует из нового постановления правительства РФ.
Индексация возможна в субъектах РФ, где тарифы для населения установлены с использованием социальной нормы потребления или дифференциации по объемам потребления.
Эта мера позволит исключить перекрестное субсидирование, в том числе для сферы серого майнинга, где потребляются большие объемы электроэнергии по низким тарифам без уплаты налогов как бизнес. Какие последствия это решение может повлечь для российской экономики и энергетической отрасли, а также как отразится на благосостоянии граждан – читайте в материале.
Особенности субсидирования
По задумке, снижение перекрестного субсидирования за счет дифференцированных тарифов частично снимет финансовую нагрузку с предприятий и бюджетных учреждений.
На население дифференцированные тарифы распространятся с учетом строгих ограничений индекса платы.
За нарушение предельных уровней тарифов со стороны региональных органов последуют санкции от Федеральной антимонопольной службы.
В настоящее время тарифы на электрическую энергию для населения устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня – сходятся в оценках эксперты.
Между тем бремя перекрестного субсидирования несут прочие потребители, в первую очередь промышленность, утверждает директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.
– Таким образом, разработанный правительством документ о введении дифференцированных тарифов направлен на то, чтобы вновь попытаться снизить или сдержать рост перекрестного субсидирования – говорит он.
Решения проблемы перекрестного субсидирования путем дифференцирования ставок в таком виде всё равно недостаточно, комментирует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
– В стоимость одного киловатта входит непосредственно производство электроэнергии в зависимости от типа станции, цена мощности (тот же механизм ДПМ), тарифы на передачу (здесь – механизм перекрестного субсидирования) и сбытовые надбавки, – рассказала она изданию.
По мнению аналитика, бороться с высокими тарифами можно с учетом всех составляющих цены.
А например, с помощью высокотехнологичного оборудования и инфраструктуры можно снизить потери в сетях (свыше 8% от объема генерации!), спрогнозировать спрос и, например, определить те же очаги аномального потребления
– также отмечает Косарева.
Мягкая мера
Утвержденное правительством решение в целом неплохое – сходятся во мнении опрошенные эксперты.
Если исполнять его правильно и разумно, то для регионов эффект будет положительный, согласен к.ю.н., заведующий кафедрой конкурентного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского ИПиНБ РАНХиГС Андрей Тенишев.
– Но за каждым таким тарифным решением кроется фундаментальная проблема: оборот триллионов рублей тарифных платежей у нас регулируется подзаконными актами, а закон об основах тарифного регулирования, к сожалению, до сих пор не принят. Хотя объем денежных средств в этой сфере – это суммы, сопоставимые с федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ.
Собеседник сетует на нерешенность проблемы майнинга, который, по его словам, пора легализовать и регулировать, в том числе через тарифы.
– Пока майнинг остается зоной, которую государство практически никак не контролирует, тогда как он давно оформился в приличную отрасль, которая потребляет электроэнергию в больших объемах – сетует он.
Данную меру можно охарактеризовать как мягкую, призванную стимулировать регионы на сохранение перекрестного субсидирования ниже или на уровне инфляции, оценивает Илья Долматов.
– В первую очередь эта мера принесет или должна принести позитивный эффект в борьбе с серым майнингом, который на сегодняшний день пользуется пониженными тарифами для населения – продолжает он.
– А учитывая, что майнинг – это энергоемкая сфера, эта отрасль получает соответствующие привилегии, значительно потребляя электрическую энергию.
Поэтому установка дифференцированных тарифов для населения в случае больших объемов потребления электроэнергии позволит переложить тарифную нагрузку на майнеров с тем, чтобы они платили больше за киловатт-час.
О реальном снижении перекрестного субсидирования пока, по сути, речи не идет..
Опасный эффект
По мнению эксперта Ильи Долматова, эффект от введения дифференцированных тарифов во многом будет зависеть от того, какие объемы дифференциации установят регионы. – Это будут их решения, поскольку тема субсидирования прежде всего социальная.
И то, что мы видим, говорит о настороженности, связанной с действительно снижением перекрестного субсидирования.
Чтобы не вызвать некоторую социальную напряженность, устанавливают довольно высокие параметры по дифференциации тарифов в зависимости от объемов.
Что касается предприятий электроэнергетики, то введение дифференцированных тарифов требует соответствующего администрирования со стороны гарантирующих поставщиков и бытовых компаний.
Это непростая, но решаемая задача, особенно в условиях цифровизации – резюмирует Долматов.
Фактически государство дало регионам право устанавливать тарифы для населения, однако при этом не предусмотрело четких правил и регламентов, как это необходимо делать. В результате возможны различные ошибки, а также злоупотребления со стороны местных властей, полагает аналитик ФГ «Финам» Елена Юшкова.
– Очевидно, что в условиях отсутствия четкой градации изменения тарифа в зависимости от потребления платить больше будут не только майнеры, но и обычные люди, имеющие в своем распоряжении большее количество электрических приборов, чем среднестатистический житель региона – отмечает она.
По мнению аналитика, плюсом такого подхода станет увеличение доходов энергокомпаний, поскольку люди, потребляющие электроэнергию в больших объемах, обычно более обеспечены в финансовом плане и потому будут оплачивать счета даже в случае роста тарифа.
1 января 2024 года вступят в силу изменения в своде правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", внесенные приказом МЧС России от 21.11.2023 № 1203.
Приказом допускается предусматривать эвакуационные выходы из подвальных этажей, а также из цокольных этажей, заглубленных более чем на 0,5 м, наружу по лестницам, ведущим на уровень земли.
К указанным лестницам предъявляются требования как к лестницам 3-го типа.
Не нормируется направление открывания дверей для помещений с горючими пылями категории Б по взрывопожарной опасности.
Двери эвакуационных выходов из помещений, не защищаемых системой противодымной вентиляции, выходящие в коридор, защищаемый системой противодымной вентиляции, допускается не оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнением в притворах.
Допускается проектировать эвакуационные выходы из помещений насосных станций непосредственно на лестничную клетку.
Установлен порядок определения ширины эвакуационного выхода при использовании двупольных дверей с "пассивным" (зафиксированным) дверным полотном или с двумя "активными" дверными полотнами.
Требования к размещению лестниц 3-го типа распространяются только на этажи, в пределах которых расположены указанные лестницы. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.
Допускается предусматривать лестничные клетки без естественного освещения, при этом в зданиях высотой до 28 м лестничные клетки должны быть типа Н2 или Н3, а в зданиях высотой более 28 м типа Н2 с входом на каждом этаже через тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. Указанные лестничные клетки необходимо оборудовать постоянным искусственным освещением с обеспечением электроснабжения по 1-й категории надежности, а также фотолюминесцентными элементами в соответствии с требованиями ГОСТ 34428-2018.
Также допускается предусматривать лестничные клетки типа Л2 в жилых зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 I, II степени огнестойкости, класса конструктивной пожарной опасности С0 и С1 высотой до 28 м, при выполнении установленных мероприятий.
Скорректированы требования к больницам, специализированным домам престарелых и инвалидов (неквартирным), многоквартирным жилым домам и общежитиям квартирного типа, общественным зданиям, зданиям производственного и складского назначения (класс функциональной пожарной опасности Ф5) и наружным установкам.
Уточнены требования к пожарной безопасности маломобильных групп населения.